Иностранные инвесторы вкладывают миллиарды в новый китайский рынок электрических транспортных средств.
США, ЕС, Япония и Южная Корея инвестируют миллиарды долларов в новую волну производства электрической и обычной автомобильной техники в Китае.
Крис Девоншир-Эллис
Еще в 2005 году я побывал на ежегодной китайской конференции Economist в Пекине, которая в то время имела большое значение и на которой высокопоставленные китайские официальные лица и лидеры бизнеса говорили об открытии Китая и о том, что это означает и где открываются возможности. Я вспоминаю участие в заседании по автомобильной промышленности Китая – наша компания Дезан Шира и Партнеры участвовала в структурировании малых инвестиций в совместное предприятие в Шанхае и Чанчуне для Fiat и консультировали группу MG Rover в числе прочих компаний. Я посетил несколько китайских автозаводов, таких как FAW и увидел их огромные, хотя и недостаточно используемые производственные мощности.
В конце той конференции Economist я услышал, как крупный, шумный и несколько высокомерный руководитель американской автомобильной компании (вы знаете этот тип людей) смело заявил, что «Китай никогда не обгонит автомобильный рынок США» несмотря на то, что мы услышали на конференции.
Но всего четыре года спустя была запущена большая часть всех этих неиспользуемых мощностей, которые я видел на китайских автозаводах. К 2009 году Китай действительно стал крупнейшим в мире производителем автомобилей.
Автомобильная промышленность является ключевой отраслью (особенно для развивающихся стран), поскольку она задействует множество производителей второго и третьего уровня, а все они поддерживают основных мировых производителей. Это происходило в Китае в то время, когда самые разные иностранные инвесторы собирались учредить компании со 100% иностранным капиталом (WFOE) или создать совместные предприятия (JV). Были производители закаленного стекла, ветровых стекол, боковых зеркал, шин и таких комплектующих для шин, как стальная проволока, резина и химикаты. Были изготовители автомобильных сидений, деталей двигателя, люков в крыше, автомобильных ключей, фар и дизайнеры рулевого колеса. Список производителей все увеличивался с повышением престижности Шанхая, в котором прошел Гран-при Формулы 1. Это был бурный период, а за ним последовали китайские государственные предприятия (SOE), купившие хорошо известные международные автомобильные бренды. Проще говоря, китайская промышленность могла производить автомобили быстрее и дешевле, чем многие из мировых производителей. Аналогичная ситуация сложилась в 1990-х годах, когда компании типа Тойоты заняли часть рынка США.
Сегодня Китай не просто обогнал рынок автомобилестроения США по размеру, он полностью превысил его по объему производства. В 2018 году в США было произведено 11 314 705 автомобилей, а Китай произвел 27 809 196 единиц техники. Третий по величине производитель автомобилей – Япония – произвела 9 728 528 автомобилей, на четвертом месте Индия – 5 174 645 автомобилей. Это означает, что Китай произвел больше автомобилей, чем Япония, Индия и США вместе взятые. Германия – крупнейший европейский производитель – произвела 5 120 409 единиц техники.
Однако грядет новая волна. То, что производилось раньше – производилось по старым технологиям. Теперь у нас есть новые технологи, например, малые электромобили (беспилотные и обычные электромобили), которые открывают новую волну инвестиций в Китай – а почему бы и нет? Китай является крупнейшим в мире производителем автомобилей и обладает крупнейшим потребительским рынком автомобилей.
Эта новая волна производства малых электромобилей в Китае уже идет полным ходом и требует многомиллиардных инвестиций, которые необходимы для выхода на рынок прямо сейчас. Ранее в этом году Китай открыл часть своей автомобильной промышленности для иностранных инвестиций в беспилотные автомобили. Аналитическая компания IHS Markit прогнозирует, что к 2030 году объем автомобильного рынка в Китае достигнет 2,25 триллиона юаней (352 миллиарда долларов США) и его совокупный среднегодовой темп рост (CAGR) будет от 20 до 28%. Если производители смогут проникнуть на этот рынок, прибыли могут быть огромными. Существует широкий спектр областей, недавно открытых для иностранных инвестиций, включая разработку и производство оборудования, исследования и разработки в области технологий беспилотного вождения, исследования и разработки в области технологий безопасности, а также разработка механизмов тестирования и оценки. Здесь мы подробно обсудили нормативно-правовой аспект этих инвестиционных возможностей.
Чтобы узнать, кто инвестировал и вкладывал капитал в Китай, в последнем выпуске журнала Asia Investment Research (который можно скачать здесь) мы отмечаем, что только за последний квартал в китайскую отрасль малых электромобилей были инвестированы миллиарды долларов. Немецкие инвесторы делали значительные инвестиции (например, 12 объявленных инвестиций – либо венчурных вложений, либо совместных предприятий). Инвестиции сделали BMW (новый завод стоимостью 3,9 млрд долларов США), VW (новый завод), Porsche и Daimler, два совместных предприятия с CATL и Geely, два совместных предприятия через BASF, миноритарные инвестиции в печатные платы и инвестиции в венчурный капитал/инвестиции в развитие китайской робототехники, ориентированные на беспилотные автомобили.
Рынок китайской автомобильной техники в настоящее время является очень популярным, и Соединенные Штаты также сделали две значительные инвестиции в автомобильную технику (в том числе инвестиции Intel в Geely), а французская Renault реструктурирует и рекапитализирует свое совместное предприятие в Китае. Швеция также была занята реструктуризацией своих капиталовложений в автомобильный сектор Китая, четыре из которых были связаны с подготовкой Volvo к IPO в Евросоюзе. Это должно заинтересовать инвесторов новыми автомобильными технологиями.
Mazda также реструктуризировала оба своих китайских автомобильных совместных предприятий, а южнокорейская компания SK Innovation (ведущий производитель аккумуляторов для малых электромобилей) объявила об инвестициях в размере 1,04 млрд долларов США в новый завод по производству аккумуляторов в Китае. Это показывает, что переход на электромобили мотивирован расширением торгового сотрудничества в рамках ВРЭП (Всестороннее региональное экономическое партнерство – это соглашение о свободной торговле, которое только что было ратифицировано). В него входят все 10 стран АСЕАН, Китай, Австралия, Новая Зеландия, Япония и Южная Корея. Компания SK Innovation знает, что когда их новый завод по производству аккумуляторов для электромобилей будет подстроен в Китае, ВРЭП вступит в силу (1 января 2022 года) и они смогут использовать этот завод для продажи через зону свободной торговли ВРЭП. Почти наверняка им в скором времени потребуется расширение, чтобы удовлетворить растущий спрос.
Шанхайская NIO Capital вложила деньги в Lotus – британский бренд спортивных автомобилей (ранее фигурировавший в нескольких фильмах о Джеймсе Бонде), который уже принадлежит Китаю и Малайзии. Эти инвестиции размером в 2,3 миллиарда долларов США были вложены в будущий китайский автомобильный продукт (мы предполагаем, что это спортивный электромобиль). Электромобилям нужно топливо, верно? Компании Shell и Shanghai Electric создали совместное предприятие по производству «зеленого» водорода в последнем квартале с использованием экологически чистых водородных технологий, которые станут частью следующей волны автомобильной энергетики. Новые технологии, новые двигатели.
Как и предыдущая волна, эта волна инвестиций в новые автомобили будет стимулировать новые инвестиции в Китай. Такие компании, как BMW, VW, BASF, Mazda и другие скоро будут нуждаться в поставщиках для новых автомобильных заводов. Для этого им вполне могут быть доступны инвестиции из Китая. Еще одна отмеченная в журнале Asia Investment Research тенденция – это новая политика Китая в отношении государственных предприятий, заключающаяся в приобретении стратегических, но миноритарных долей в иностранных компаниях, которые могут иметь необходимый опыт. То же самое происходит и сейчас – следующий выпуск журнала Asia Investment Research посвящен именно этой теме и выйдет в следующем месяце. Если вы хотите получить примеры того, как китайские компании покупают миноритарные доли в новых иностранных промышленных предприятиях в своей стране и за рубежом и как их привлечь, вы можете зарезервировать копию журнала здесь.
Но не только автомобили привлекают инвестиции в Китай. Потребительская база среднего класса в Китае сегодня составляет около 700 миллионов человек, а к 2030 году вырастет до 1,3 миллиарда. Это означает обновление и изменение образа жизни – в этот сектор экономики Китая итальянцы вкладывают сотни миллионов долларов прямо сейчас. Чтобы ознакомиться с этим обзором, нажмите здесь.
После пандемии мир ждут новые технологии и новый образ жизни. Пока мы обсуждаем эту тему, в эти изменения инвестируются миллиарды. Информация о том, куда идут потоки инвестиций иностранного капитала, указывает на основные возможности для иностранных инвесторов. Убедитесь, что вы сможете отреагировать прежде, чем это сделают ваши конкуренты.
Первый выпуск журнала Asia Investment Research можно бесплатно получить на сайте Asia Investment Research здесь.
О нас:
Русская палата Дезан Ширы и Партнеры успешно помогает русскоязычным компаниям выйти и установить свое присутствие в Азиатском регионе включая Китай, Вьетнам, Индию, Гонконг, Сингапур, Индонезию, Малайзию и Филиппины
Россия Брифинг – это первоклассный источник информации о бизнесе в России и российских инвестициях в Азиатском регионе Журнал публикует бизнес- новости о российских прямых инвестициях в Азии на английском и на русском языках
Пожалуйста, напишите Марии Котовой по адресу russia@dezshira.com для получения дополнительной помощи по вопросам ведения бизнеса в Азии, а также посетите наш сайт для более подробной информации.
- Previous Article В Китае опубликован производственный календарь на 2022 год
- Next Article Belt & Road Weekly Investor Intelligence #59